Одиночество в инженерии, или Как утолить кадровый голод робототехники

Почему инженерное образование все меньше интересует подрастающие поколения? Какие трудности возникают в процессе формирования кадрового резерва для высокотехнологичных отраслей промышленности? Как развивать и внедрять робототехнические системы и программное обеспечение в образование? Эти вопросы обсудили участники презентационной сессии «Кадровое развитие отрасли», которая состоялась на ExpoElectronica–2024 в Секторе робототехники.

О том, что ждет инженерное образование в ближайшие несколько лет, рассказал Дмитрий Уткин, директор по развитию ООО «Научные развлечения». По его словам, эта область знаний стоит на трех китах: ручная сборка, программирование алгоритмов и понимание физических принципов работы. На этой базе должно строиться инженерное образование на всех уровнях, начиная от сада и заканчивая вузом.

Дмитрий Уткин констатировал, что современные дети больше всего не любят базовые для инженеров предметы — физику и химию. Это показало исследование РАНХиГС от 2023 года. За последние 12 лет количество выпускников, выбирающих на ЕГЭ физику, упало с 27 до 15%. Серьезно снизился интерес подрастающего поколения и к химии с профильной математикой.

Эти предметы являются базовыми для инженеров. Если такая тенденция сохранится в следующие 10 лет, то инженерные специальности в вузах можно будет закрывать, уверен спикер.

В рамках названного выше исследования РАНХиГС 61% респондентов заявили, что дополнительно занимаются программированием, а 86% сказали, что хотели бы связать свою жизнь с IT. Такая ситуация объясняется следующим: дети с физико-математическим складом ума видят перед собой два социальных лифта.

Первый — обучение инженерии, которая необходима в том числе для достижения технологического суверенитета. Однако для этого нужно усвоить огромный массив данных. Второй лифт значительно проще. Речь идет о чистом программировании, которое открывает перед специалистами множество дорог. Тем более что эту сферу активно поддерживает государство, а бизнес создает все новые и новые курсы обучения программистов.

Таким образом, из-за своей простоты и популярности сфера IT буквально ворует кадры инженерии.

При этом эксперт отметил, что ситуация постепенно меняется к лучшему. В частности, Дмитрий Уткин обратил внимание на обновленный нацпроект «Образование», в котором большое внимание уделяется достижению технологического суверенитета. Одна из задач системы образования — повышение показателей востребованности ЕГЭ по физике, математике и химии на треть к 2030 году. Также принято решение о развитии научных школ дополнительного образования и создании детских технопарков.

С 1 сентября заработает новая федеральная программа по предмету «Технология». Об этом рассказал Денис Бурдаков, ведущий специалист Корпоративного университета развития образования. Программа построена по модульному принципу. Есть несколько обязательных блоков для изучения с 1-го по 9-й класс. Модуль «Робототехника» изучается с 5-го по 9-й класс. За это время ребята получают базовые знания о технологиях, изучают интернет вещей, а весь 8-й класс занимаются беспилотными системами.

Общее количество часов, отведенных на изучение модуля, — порядка 88. Это очень мало. За это время ребят можно будет познакомить с базовыми понятиями и научить собирать конструкторы. При этом школа должна быть оснащена соответствующим оборудованием. За проблемой наличия оборудования следует проблема его использования. Дело в том, что действующих педагогов никто не обучал работать с соответствующими технологиями.

Несмотря на это, спикер отметил позитивные перспективы развития инженерного образования в школе.

Удобной площадкой для вовлечения молодого поколения в инженерные специальности являются технопарки. О работе технопарка Физтех-лицея имени П. Л. Капицы рассказал директор площадки Андрей Богданов. Он отметил, что парк — это действующая научная, производственная и образовательная лаборатория, в которой компании получают доступ к подготовке специалистов под свои нужды и задачи. Кроме того, технопарк дает возможность готовить преподавателей школ, которые будут работать в инженерных классах.

Опытом использования учебных лабораторий коллективного пользования по мехатронике и робототехнике в технопарке «Волга» поделился исполнительный директор ООО «Искра» Дмитрий Шестов.

Кроме непосредственно обучения необходимо создавать возможности для того, чтобы молодые робототехники могли продемонстрировать свои навыки. Этим, в частности, занимается центр национальной технологической олимпиады (НТО) НИУ ВШЭ. Об этом рассказал заместитель директора центра Игорь Барсуков.

О взаимодействии вузов с технологическими компаниями рассказал руководитель центра трансфера технологии МТУСИ Богдан Рагулин.

Ведущий аналитик АНО «Агентство по технологическому развитию» Татьяна Князькина посвятила свое выступление программам повышения квалификации для решения комплексных задач обратного инжиниринга.

Для эффективной подготовки специалистов всех уровней в робототехнике и мехатронике необходимо создание экосистемы, объединяющей технологии, направления, энтузиастов и материалы. Этим активно занимается ООО «Грань Новые технологии», отметил глава компании Сергей Ямшанов.

Будущим инженерам-робототехникам необходимо как владеть чисто физическими навыками, например, пайкой, обработкой материалов, так и понимать среды программирования, облачные технологии и нейросети, операционные системы и так далее.

Для того чтобы развивать все эти навыки последовательно и в игровой форме, специалисты «Грань Новые технологии» создали «Избушку» — конструктор с открытой архитектурой на базе микроконтроллеров AVR, ARM-M и ARM-A. Играя с таким конструктором, человек сперва учится собирать механические и электронные системы, потом программировать и настраивать искусственный интеллект, алгоритмы движения, реакцию на данные датчиков.

Отдельно стоит отметить, что конструктор можно использовать для создания собственных устройств и роботов. При этом конструкцию можно дополнить сторонними деталями. Благодаря такому подходу «Избушка» помогает создавать специалистов широкого профиля.

Управление «Избушкой» осуществляется через современные контроллеры Raspberry Pi, STM32 и Arduino, обеспечивая гибкость выбора программного обеспечения и адаптацию под различные задачи и сценарии использования.

С помощью цифровых ресурсов компании пользователи конструктора могут обмениваться своими разработками и идеями. Сергей Ямшанов подчеркнул, что это дает возможность сделать программу обучения по-настоящему массовой.

В рамках презентационной сессии доклад о тенденциях в области найма персонала представила Валерия Леви, управляющий партнер консалтингового агентства Levi Büro.

Опыт подготовки кадров для робототехники и сенсорики в рамках Московской технической школы представила Екатерина Евсеева, администратор проекта правительства Москвы «Московская техническая школа».

Полную статью смотрите по ссылке