Итак, теперь вы знаете, как включать и выключать светодиодный индикатор. Давайте, вооружившись этими знаниями, попробуем запускать и останавливать электродвигатель. Для этого мы воспользуемся теми же программами, что описаны ранее в разд. "Эксперимент: управление светодиодом", но для управления двигателем постоянного тока применим переключатель.
Гораздо подробнее мы рассмотрим двигатели постоянного позднее. Сейчас же нам достаточно знать, что мы используем в этом эксперименте небольшие моторы, наподобие тех, которые устанавливают, например, в ручном вентиляторе или в игрушечной машинке. Эти двигатели наиболее просты в использовании: через два имеющихся у них контакта на них подается напряжение, и вал начинает вращается. Поскольку почти всем двигателям требуется ток, более сильный, чем могут выдержать цифровые выводы Raspberry Pi или Arduino, мы не можем запитать двигатели непосредственно с них, поэтому в схему включается транзистор, позволяющий малому току с Raspberry Pi или Arduino управлять гораздо более сильным током, питающим электродвигатель.
При работе и с Raspberry Pi, и с Arduino используется одно и то же электронное оборудование, которое в обоих случаях устанавливается на одинаковых беспаечных макетных платах.
Имейте в виду, что на макетных платах будет установлено гораздо больше компонентов, чем в первом эксперименте, поэтому убедитесь, что все их выводы вставлены в нужные отверстия, а также исправны и правильно установлены сами компоненты.
Комплектующие
В этом эксперименте для работы следующие комплектующие:
- Составной транзистор (пара Дарлингтона) MPSA14
- Небольшой двигатель постоянного тока
с напряжением питания 6 В Батарейный отсек 4 АА (6 В)
- 400-точечная беспаечная макетная плата
- Перемычки «мама-папа» (только для Рi)
Напомню, что перемычки «мама-папа» понадобятся только для подключения к макетной плате контактов GPIO Raspberry Pi (если вы планируете провести этот эксперимент с Raspberry Pi тоже).
Компоновка макетной платы
Компоновка макетной платы для этого проекта показана на рисунке. После установки на макетную плату всех компонентов нужно убедиться, что транзистор расположен правильно, его плоская сторона с надписью должна быть ориентирована вправо. Кроме того, надо проверить и расположение диода на одной стороне у него имеется полоска, и эта сторона должна быть направлена к верхней части платы.
- Компоновка макетной платы для управления двигателем
Эксперименты без Arduino или Raspberry Pi
Прежде чем подключать макетную плату к Arduino или Raspberry Pi, можно протестировать ее и поэкспериментировать с ней и без такого подключения.
Транзистор действует здесь в качестве переключателя. Соответственно, к плате (Arduino или Raspberry Pi) будут подведены два провода: управляющий и заземление.
Заземление (GND) соответствует нулю вольт, как для схемы макетной платы, так и для плат Arduino и Raspberry Pi.
Управляющее подключение запускает двигатель, когда он подключен к любому источнику тока с напряжением более 2 В. Когда напряжение окажется ниже этой величины, двигатель выключится.
Потренируйтесь в работе с перемычкой «папа-папа» до того, как приступать к использованию Arduino или Raspberrу Рі. Вставьте один ее конец в отверстие того же ряда, куда вставлен левый выход резистора, а другой конец приложите к верхнему контакту диода, который подключен к плюсовому контакту батарейки, двигатель запустится, но как только вы отведете штырек перемычки от диодного вывода, двигатель остановится.
- Проверка схемы перед тем, как подключать к ней Arduino или Raspberry Pi
Подключение Arduino
Теперь, когда вы убедились, что управляющий вывод с макетной платы действительно включает и выключает двигатель, можно подсоединить его к одному из GРІО-контактов Arduino при помощи перемычки «папа-папа». Воспользуйтесь для этого контактом под номером
9. Обратите внимание: мы уже имели дело с этим управляющим контактом ранее (см. разд. «
Эксперимент: управление светодиодом»).
Кроме того, вам понадобится подключить другой вывод - заземление (
GND), к выводу
GND на плате Arduino. Это также показано на рисунке
- Компоновка макетной платы для управления двигателем при помощи Arduino
Экспериментируем с Arduino
Если у вас на плату Arduino по-прежнему загружена программа из ранее рассмотренного разд.
«Эксперимент: управление светодиодом», то загружать больше ничего не надо. Если этой программы на Arduino уже нет, то вернитесь к тому разделу, чтобы вновь ее загрузить.
Как и в эксперименте со светодиодом, поиграйте с числами в функциях delay, что- бы изменить длительность работы двигателя в каждом цикле.